Технология укладки тротуарной плитки на бетон

Рабочие моменты

На бетонную поверхность насыпают пятисантиметровый слой сухой смеси и цемента с песком (соотношение 1 к 5). В процессе работы создают уклон покрытия на 2—4 градуса. Для выведения влаги из-под тротуарной плитки ставят пластиковые куски трубок в вертикальное положение (на 1 кв. м берут 1 штуку). Когда бетонная смесь застынет, трубы срезаются так, чтобы они получились вровень со стяжкой. Их отверстия наполняют щебнем.

Монтируют брусчатку от края бордюра. Мастер кладет 4 плитки и по шнуру с уровнем выводит ровный горизонт. Часто приходится ровнять изделия, поэтому используют резиновую киянку, которой наносят удары в неровные места или подсыпают под брусчатку цемент или гарцовку. Способ эффективен, поскольку денежные и физические затраты существенно снижаются. Преимущество заключается в монтаже на замощенное покрытие, но недостаток состоит в том, что сухую смесь придется тщательно уплотнять.

Профессиональные работники для трамбовки применяют виброплиты, а для обустройства маленькой площадки достаточно соорудить инструмент из металлического швеллера и трубки. Также создают слой из цементного раствора толщиной до 3 см. Смесь разравнивают зубчатым шпателем. Такая «мокрая» технология кладки изделий предполагает изначальное обустройство участка цельными плитками. Затем отрезают куски материала и крепят на раствор, но делают это только после высыхания основной бетонной стяжки. Излишки смеси устраняют кельмой. Чтобы обеспечить покрытию ровную плоскость и уклон, применяют уровень, правило и шнур.

Невзирая на разные методы кладки тротуарной плитки, зазор между брусчаткой всегда составляет 5 мм. Образовавшиеся швы заделывают либо кварцевым песком, либо гарцовкой. По окончании щели проливают водой. По облицовочной монтированной поверхности допускается ходить только после 24 ч.

Если прикреплять материал на клей, то придется задать некий уклон. Слой строительной смеси составляет 5—10 мм, поэтому необходимый градус наклона создают на начальном этапе ремонта бетонного основания или в процессе создания покрытия с нуля. Застывает клейкий раствор по-разному. Перед работой желательно посмотреть инструкцию на упаковке. Специалисты рекомендуют изготавливать смесь в небольших порциях, тогда она не застынет так быстро.

Как и в других видах монтажа брусчатки, швы заполняются гарцовкой или клеем. Неоспоримый плюс заключается в том, что при таком способе монтажа плитка будет прочно держаться на бетонной стяжке. Часть строителей использует именно эту технику укладки изделий. Минус кроется в затруднительной замене одного элемента на другой без разлома материала. Из-за этого часто ломают поврежденное изделие и меняют на новое.

Пошаговая инструкция

Качество несущего слоя в случае укладки плит на бетон очень важно из-за использования жесткой фиксации. При неудачном исполнении сооружение быстро потрескается

Подготовка подушки из бетона

Для улучшения качества работ по подготовке бетонного основания под тротуарную плитку можно использовать объемную георешетку — конструкцию в виде сот, выполненную из синтетического материала, стойкого к гниению и химическим воздействиям.

При растяжении такая решетка образует устойчивый в горизонтальном и вертикальном направлениях каркас, армирующий любой насыпной материал, размещаемый в ячейках. Срок службы подобной решетки — до полувека.

  1. На дно траншеи укладывают георешетку и засыпают ее 15-сантиметровым слоем щебня. Высота решетки подбирается так, чтобы ее края были ниже уровня щебня и не мешали трамбовке.
  2. Подушка из щебня трамбуется.
  3. Поверх щебня укладывается армирующая сетка.

По контуру разметки, выполненной из колышков и шнура, выставляется опалубка, в которую будет заливаться бетон.
Готовится бетон и непрерывно заливается в опалубку, чтобы в теле бетонной подушки не образовались так называемые холодные швы, снижающие прочность конструкции.

Сразу после заполнения опалубки для уплотнения структуры материала и отведения воздушных пузырей используют погружной вибратор.

Бетонная подушка накрывается пленкой, чтобы избежать слишком быстрой потери влаги и следующие 3–7 дней ее поверхность периодически смачивается водой.

На большой площади через каждые 2–3 м нужно делать температурные швы. Для этого перпендикулярно опалубке и поверхности земли устанавливаются доски, которые потом нужно будет убрать и перед укладкой брусчатки заполнить швы эластичным составом. Во время перепадов температур эти швы помогут избежать разломов бетонной подушки.
Для отвода влаги, попавшей на поверхность бетонной подушки под брусчатку, на некотором расстоянии друг от друга устанавливают обрезки полипропиленовых или асбоцементных труб, верхний уровень которых должен быть вровень с верхним уровнем бетонной подушки, а нижний конец располагаться на прослойке из щебня.
Перед началом укладки дренажные отверстия заполняются мелким щебнем.

Когда бетон полностью застынет, опалубка убирается.

Установка бордюров

В оставшееся после разборки опалубки углубление нужно установить бордюры. Для этого делается жесткий бетон, мастерком укладывается в ров и на него по одному устанавливаются бордюрные камни.

Чтобы вогнать их в раствор, используется резиновая киянка. Щели между камнями заливают жидким бетоном.

Высота бордюров должна быть как минимум на 20–30 мм ниже верха брусчатки, чтобы не мешать стоку воды. Через сутки, когда раствор застынет, пространство между бордюрным камнем и стенками траншеи засыпается песком.

Как правильно класть

Габариты плит выбираются в зависимости от назначения: для тротуара достаточно толщины 4–5 см, а если на поверхность будут заезжать машины, то выбирают брусчатку не тоньше 6 см.

На бетонное основание плиты укладывают на сухую песчано-цементную смесь или на цементно-песчаный раствор.

  1. При использовании цементно-песчаной смеси (ЦПС) используется только просеянный песок. Раствор готовится из 1 части цемента и 3 частей песка, консистенция должна быть как у густой сметаны. Мастерком на бетонную подушку раствор выкладывается ровным слоем в 2–3 см.
    Брусчатка укладывается на раствор по запланированной схеме и слегка вбивается в раствор с помощью киянки. Горизонтальность поверхности следует выверять как можно чаще строительными уровнями.

При использовании для укладки сухой ЦПС работы ведутся аналогично укладке брусчатки на песчаную подушку — на бетон насыпается слой сухой ЦПС (3–5 см), выравнивается правилом или обычной доской с ровным краем, а затем на эту подушку выкладываются плиты.
Сухая ЦПС готовится из расчета на 1 часть цемента 6 частей песка, но в сухом виде она не в состоянии прочно удерживать брусчатку, поэтому по завершении работ площадка хорошо проливается водой, которая попадает через зазоры между плиткой вниз и смесь застывает.

Заделка швов

Между брусчаткой швы засыпают сухой ЦПС и проливают водой. Операцию повторяют до тех пор, пока смесь не перестанет усаживаться. Через 2–3 суток, когда поверхность окончательно высохнет, убирают строительный мусор, веником сметают мелкий сор и пыль и, при необходимости, промывают поверхность сильным напором воды из шланга.

Полезное видео

Еще больше о технологии укладки тротуарной плитки на бетонное основание узнаете из этого видео:

Формирование бетонного основания

Подготавливать основу из бетона надо согласно существующим требованиям, иначе может нарушиться целостность покрытия. Создавая бетонную основу, надо выполнять рекомендации по отводу воды, чтобы конструкция имела наклонное положение для её стекания. На длине полотна в 1 м наклон нужно делать до 2 см. Возводят основание в несколько этапов:

  • используя колышки и шнур, очерчивают контур дорожного полотна;
  • вынимают верхнюю часть грунта и убирают камни и корни растений;
  • в котлован укладывают под уклоном щебёночную подушку толщиной от 12- 16 см;
  • по контуру осуществляют монтаж деревянной опалубки, она должна быть мощной, чтобы удерживать бетонную массу;
  • бетон готовят в пропорции: песок 3, цемент 1 часть, щебень 2 части;
  • на щебёночную подушку укладывают слой бетона, арматуру и сверху ещё бетон;
  • осуществляют установку водоотводов;
  • перед укладкой плитки устанавливают бордюры и не забывают про уклон, который составляет в пределах 4о-6о;
  • бетонное основание дополнительно заливают цементным раствором и с помощью правила окончательно равняют.

Керамическая плитка на ступенях

Керамическая плитка на ступенях

Очень практично укладывать кафель на ступени. При чем, чем больший поток людей предстоит принять этим ступеням, тем целесообразней укладка плитки.

Лучше для этого применять кафель высокого класса прочности, так как нагрузка на ступени больше, чем в любом другом месте.

Желательно, чтобы плитка имела ребристую поверхность. Это обеспечит лучшую устойчивость тех, кто по ней будет ходить.

Еще большее сцепление с подошвами обуви будет, если на ступени прикрепить специальное противоскользящее покрытие. Существует угловое покрытие, которое не только повысит безопасность, но и убережет углы ступеней от сколов.

На углы приходится самая большая нагрузка. Выбирая плитку для ступеней, надо учитывать размер. Если разреза плитки не избежать, тогда на край надо укладывать целую плитку.

При укладке следует строго соблюсти два правила.

  1. Первое: накрывающая ступеньку плитка должна закрывать торцевую, но не выступать за нее. Торцевая плитка не должна нагружаться.
  2. Второе: начинать работу надо с верхней ступени, постепенно спускаясь вниз. К следующей ступени не стоит переходить, пока полностью не закончена работа с предыдущей. Это обеспечит красивый вид стыков.

Применяются строительные крестики. Затирка швов производится обычным порядком. Подготовка ступеней тоже не отличается от подготовки других поверхностей. Главное добиться идеальной ровности.

Ранее была очень распространена ложь о том, что качественно положить кафель могут только специалисты. С появлением интернета все больше людей перестают бояться делать что—то сами. Огромное количество доступной информации в интернете, множество видео уроков показывают, что ничего супер сложного в этом нет. Надо верить в себя. Глаза боятся, а руки делают.

Технологические этапы монтажа

Разметка и подготовка территории

Все подобные работы начинаются с разметки. Для этого используются деревянные или металлические колышки, на которых закрепляется разметочная нить, ориентир.

От точности разметки, во многом будет зависеть качество укладки.

Особое внимание нужно уделить уклону дорожки. Традиционно уклон делается в пределах 1 — 3º, на 1 погонный метр, для обычных поверхностей

И до 5º при монтаже отмостки.
За разметкой, делается выемка грунта. Общий размер дорожного «пирога» будет порядка 400 мм. Отсюда рассчитывается глубина выемки грунта, с учетом того, что дорожка должна быть выше грунта, плюс иметь скат для дренажа. В среднем это порядка 20 – 25 см.

Проверка уклона дорожки.

Установка бордюра

Перед тем как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, нужно обустроить само основание, а это конструкция тяжелая и многослойная. Большинство специалистов советуют начинать с установки бордюров.

Они будут исполнять роль естественной опалубки.

В противном случае, вам нужно будет смонтировать опалубку и после монтажа дорожки, все равно устанавливать бордюр.

  • Траншея под бордюр выкапывается ниже уровня основной кладки. Как правило, глубина траншеи составляет порядка 30 см ниже подошвы бордюрного блока. Расчет глубины должен производиться исходя из того, что верхний край блока монтируется ниже уровня дорожки на 20 – 30 мм. Это необходимо чтобы блок не мешал оттоку воды.
  • Изначально, в траншею засыпается щебень, на уровень 100 – 200 мм и хорошо трамбуется. После чего заливается раствор на толщину до 20 мм и устанавливается сам блок. Через сутки, когда цемент схватится, можно начинать строительство дорожки.

Размеры блоков для различных покрытий.

Обустройство бетонной основы

После выемки грунта, поверхность тщательно выравнивается и утрамбовывается, с учетом уклона.

На дно можно постелить 1 – 2 слоя геотекстиля, согласно технологии он необходим для защиты от прорастания зелени, но по нашему мнению, через бетонную плиту зелень и так не пробьется.

Схема тротуара в разрезе.

  • Нижний слой засыпается щебнем на толщину 150 – 200 мм. Щебень также должен быть хорошо утрамбован.
  • Если планируется монтаж покрытия под большие нагрузки, то на щебневую подушку укладывается арматурный каркас, с сечением прута около 10 – 12 мм. Для широкой пешеходной дорожки можно использовать сетку рабица. Узкие дорожки и придомовые отмостки, можно вообще не армировать.
  • Толщина самого монолитного слоя для автостоянок с большегрузными автомобилями или иных подобных сооружений, может доходить до 200 мм. На пешеходной дорожке достаточно 100 – 150 мм.
  • Бетон, как правило, используется марки М100 — М200. Чем выше марка бетона, тем он быстрее будет застывать и дольше простоит, но и цена у него также будет значительно выше. В таблице приведены основные пропорции закладки для различных марок бетона.

Пропорции закладки на цемент М400.

Укладка плитки

Ответ на вопрос — как укладывать тротуарную плитку на бетонное основание, достаточно прост. В двух словах, процесс похож на монтаж кафеля.

Разница лишь в том, что тротуарное покрытие можно монтировать на мокрый раствор песка с цементом, на сухой раствор песка и цемента в той же пропорции или на специальный строительный клей.

  • При сухой укладке, идет значительная усадка, поэтому с этой смесью работают больше профессионалы. Цена строительного клея достаточно высока. Наиболее рентабельным является вариант с цементно-песочным раствором.
  • В данном случае раствор готовится без добавления щебня, из просеянного песка и цемента. Марка делается на порядок выше, чем на подстилающем монолите и немного гуще.

Уплотнение швов песком.

Сначала плитку лучше уложить насухо, выкроить и пронумеровать края со сложными деталями. Для выкройки используется резка железобетона алмазными кругами. В случае, когда нужно пробурить технологическое отверстие, то используется алмазное бурение отверстий в бетоне.
На бетонное основание кельмой накладывается раствор толщиной 20 – 30 мм и устанавливается плитка. Плотная подгонка делается при помощи резиновой киянки. Для обустройства зазора 3 – 5 мм, используются пластиковые крестики

Важно сразу контролировать уклон.
После схватывания раствора 2 – 3 суток, щели между блоками при помощи веника заполняются просеянным песком. Через неделю, когда песок утрамбуется, зазоры между плитками затираются раствором.

Укладка на сухой раствор.

Пошаговая инструкция

Технология укладки тротуарной плитки состоит из последовательно выполняемых этапов:

  •  подготовка бетонной подушки;
  •  монтаж бордюров;
  •  фиксация плит;
  •  заполнение швов;
  •  обработка покрытия.

Подготовка подушки из бетона

подушка из бетона

Для повышения долговечности и надежности основания рекомендуется применять георешетку. Конструкции в форме сот выполнены из синтетического сырья, устойчивого к повреждению плесенью, гнилью, воздействиям агрессивных щелочных средств. После растягивания решетка выполняет роль каркаса, выдерживающего напряжения горизонтали либо вертикали. Конструкция позволяет армировать разные составы в ячейках.

Георешетка выкладывается на основание траншеи и покрывается слоем гравия до 15 см. Подушка утрамбовывается, сверху размещается армирующая сетка. По уровню выполненной разметки выставляют опалубку.

Смешиваются компоненты для бетонного состава, который выкладывается в опалубку. После заливки смеси для предотвращения образования водных пузырей применяют для перемешивания состава погружной вибратор.

Бетонный слой закрывают полиэтиленом для предотвращения высыхания материала. Поверхность дорожного покрытия требуется смачивать водой в течение 3-7 суток.

При формировании покрытия с большой площадью требуется проложить температурные швы через 2-3 м. Для этого перпендикулярно опалубке располагают доски. После высыхания состава их убирают, проемы заполняют эластичным материалом. При изменениях температурных режимов швы позволят предотвратить трещины на бетонном основании.

Для вывода влаги с поверхности бетона при заливке устанавливаются части асбоцементных либо полипропиленовых труб. Перед укладкой отверстия для дренажа заполняют мелким гравием. После застывания бетонного основания опалубка разбирается.

Установка бордюров

установка бордюров

В углубления от опалубки устанавливаются бордюры. Монтаж элементов позволяет предотвратить скол краев, повышает износостойкость дорожного полотна. В изготовлении конструкции используются элементы из каменных пород, полимерпесчаная плитка, вибропресованные изделия.

До 50% от габаритов бордюра скрывается под слоем земли. Грунт необходимо тщательно утрамбовать для повышения прочности основания, устойчивости конструктивного решения.

Для сцепления бордюров с поверхностью применяется бетон с жесткой структурой. Материал выкладывается в ров, сверху устанавливаются бодюрные элементы. Для уплотнения в основании блоки простукивают киянкой из резины.

Проемы между элементами заполняют жидкой бетонной смесью. По техтребованиям в высоту бордюры должны быть ниже брусчатки на 20-30 мм для беспрепятственного оттока воды. Выдержать застывание раствора необходимо 1 день. Затем проем между бордюром и стенами траншеи заполняют песком.

Как правильно класть?

Затем можно приступать к монтажу плит на бетонную отмостку, как уложить правильно подскажет знание размеров блоков в соответствии с назначением площадки. На пешеходный тротуар выкладываются плиты толщиной 4-5 см, на площадки автопарковок, подъездные пути к дому устанавливают брусчатку не менее 6 см толщиной.

После приготовления цементного раствора до сметанообразной консистенции кладут блоки. Раствор выкладывается мастерком на поверхность, блоки монтируются по выбранной схеме и утрамбовываются киянкой. Необходимо выверять горизонталь кладки с помощью строительного уровня.

При применении сухих смесей на поверхность высыпается материал слоем не менее 3-5 см, разравнивается с помощью правила. На подушку устанавливаются тротуарные плиты. В сухом состоянии смесь не сможет удерживать элементы, поэтому требуется после завершения монтажа пролить водой покрытие. После высыхания состав прочно скрепляет блоки.

Тротуарные плиты можно выкладывать разными схемами, создавать оригинальные композиции на придомовых пространствах, у общественных зданий. В перечне распространенных схем монтажа блоков:

  •  “елочка”;
  •  “плетенка”;
  •  по диагонали;
  •  “шахматка”.

схемы монтажа блоков тротуарной плитки

Заделка швов

заделка швов

Швы между плитами заполняют сухой смесью и поливают. Работы выполняются до завершения усадки состава. После 2-3 дней материалы должны застыть. Необходимо убрать мусор, смести веником пыль. Тротуар поливают из шланга водой под сильным напором.

Подробная инструкция: кладу плитку правильно

Как правильно положить тротуарную плитку? Ответ прост: поэтапно. Поэтапная работа проводится строго по правилам, что помогает избежать дефектов и получить качественный результат.

Бетонная подушка

Укладывать тротуарную плитку легче, если воспользоваться георешеткой. Решетка представляет собой соты из синтетического материала, устойчивого к гниению. Подобная конструкция прослужит более 50 лет и создаст прочный каркас, армирующий насыпные материалы.

Проходит монтаж в следующем порядке:

  1. Георешетка кладется на дно, после чего насыпают щебень на 15 см. Край решетки располагается ниже уровня щебня не помешает трамбовке.
  2. Утрамбовывается щебень подушки.
  3. Сверху кладется армирующая сетка.
  4. По разметке ставится опалубка.
  5. Заливают бетон. Для предотвращения холодных швов, понижающих прочность, бетон заливать непрерывно сразу после изготовления. Чтобы бетонное основание было плотным, нужно сразу после заливки погружного механизма — вибратора — отвести пузыри воздуха.
  6. Если площадь работ большая, необходимо через каждые 3 метра создавать температурный шов. Поэтому перпендикулярно опалубке и земле ставятся доски, после  заливки убирают.
  7. Заполняют пластичным раствором швы. Таким образом подушка защищена от разломов.
  8. Дренажные отверстия наполняются щебнем.
  9. Когда брусчатка уложена, под нее попадает влага. Для отвода монтируют асбоцементные или полипропиленовые трубы. Их верхний уровень на одной высоте с верхом бетонной подушки, а низ — на прослойке щебня.
  10. После застывания цемента опалубку снимают.

Готовая основа

Монтаж бордюра

После того как основание подготовлено, необходимо приступить к установке бордюра. Устанавливается в углубления, оставшиеся после демонтажа опалубки. Для этого используют жесткий бетон.

При помощи мастерка бетон выкладывается в ров. Затем сверху поочередно ставится бордюр. При помощи резиновой киянки камень вгоняют вниз в раствор Расстояние между блоками заполняется жидким бетоном.

В результате верхний уровень бордюра находится на 30 мм ниже верхнего уровня брусчатки. Иначе водяной сток затруднен. Через 24 часа зазоры, образовавшиеся между камнями и траншеями, засыпать песком.

Если делать как советует описание, забетонированный бордюр получится надежным и долговечным.

Укладка бордюров

Как проводить укладку на улице

Как уложить тротуарную плитку? Какова должна быть ее толщина? Какой нужен клей для тротуарной плитки? Эти вопросы задает человек, решивший приобрести данный материал.

Толщина плит зависит от назначения. Если целью является создание тротуара, достаточно 5 см толщины. Если брусчатка нужна для изготовления автомобильных подъездов, минимальная толщина — 6 см.

Укладка

Можно ли класть обычную тротуарную плитку на бетон при помощи сухой песочно-цементной смеси и цементно-песочного раствора? Да. Оба вида подойдут для работы. Есть два варианта того, как укладывать материал при помощи сухой песочно-цементной смеси (ПЦС):

В первом случае используется хорошо просеянный песок. Пропорции песка для изготовления раствора — 3 доли на 1 долю цемента. Раствор, если правильно приготовлен, по консистенции похож на густую сметану. Мастерком наносится равномерным слоем в 3 см на бетонную подушку. Затем начинается укладка тротуарной плитки на бетонный раствор по схеме. Резиновой киянкой брусчатка вбивается в раствор, строительным уровнем выверяется горизонтальность поверхности.
При использовании сухой ЦПС необходимо насыпать поверх бетона слоем толщиной в 4 см. Затем правилом или обычной доской выровнять поверхность. Далее выкладывать брусчатку

Чтобы плиточный настил получился качественным, важно правильно приготовить смесь из 6 частей песка и 1 части цемента. После работ площадку пролить водой, чтобы влага попала под настил на клей и заставила его застыть.

Когда монтаж завершен, потребуется заделка швов. Внутрь кладут сухую ЦПС, поливают водой. Повторяем несколько раз, пока не прекратится усадка. Спустя 3 дня убираем мусор и промываем водой из шланга.

Завершающий этап

Монтаж плитки на старое основание

Как класть тротуарную плитку на старое бетонное основание, когда новая дорожка прокладывается взамен старой, еще сохранившей стяжку.

Для начала следует убедиться, что на старый бетон не подействовало время, не раскрошился,  не образовалось серьезных дефектов. Перед тем как класть плитку на старое основание, нужно очистить от мусора. Затем зашпаклевать маленькие ямки, устранить выпуклости. Дальнейший процесс повторит стандартную укладку.

Уложенная плитка

Больше информации в следующем видео:

Средняя оценка

оценок более 0

Поделиться ссылкой

Рекомендации специалистов

Необходимо придерживаться ряда правил, тогда брусчатка будет служить намного дольше:

 монтаж следует начинать с проектирования, имея четкое представление о том, как должна выполняться работа, можно получить улучшенный результат;
 важно соблюдать пропорции компонентов, причем количество цемента и песка отличается для каждой из поставленных задач: засыпка основания, подготовка гарцовки и т. д.;
 если нужно подогнать брусчатку по размерам, используют циркулярную пилу;
 монтаж покрытия следует выполнять в сухую солнечную погоду, т.к

повышенная влажность воздуха, проливной дождь – основные факторы, способствующие потере свойств рабочим раствором.

Если на участке находится канализационный люк, его нужно обкладывать целой плиткой, затем выполняется заполнение неплотностей мелкими кусками брусчатки и цементно-песчаной смесью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector