Художественная резьба по дереву для начинающих
Содержание:
- Варианты резьбы
- Резьба по дереву для начинающих от опытных резчиков по дереву
- Древесина
- Чем можно переносить координатную сетку на заготовку?
- Создание узора сетка и квадраты на специальной заготовке из дерева
- В чем состоит грубая обработка заготовки для объемной резьбы?
- Особенности и сфера применения
- Плосковыемчатый узор
- Мастер-класс геометрической резьбы
- Резьба шкатулки
- Подготовка к работе
- Подготовка и начало работы с древесиной
- Как обрабатывать вогнутые контуры?
- Техника выполнения работы
- История развития
- Распространенные ошибки
Варианты резьбы
Вырезание лобзиком – это творческая и кропотливая работа, из заготовок создаются настоящие шедевры. Здесь требуется немалый опыт и умение, в противном случае декоративные элементы могут получиться не столь аккуратными. В качестве заготовок используется дерево различной толщины, но можно применять и обычную фанеру. Все зависит от того, какой конечный результат необходим. Например, для небольших поделок, абажуров и прочего лучше всего брать фанеру, а для декоративных стеновых панелей отлично подходит массивная доска небольшой толщины. Для работы применяется ручной или электрический лобзик, для особо сложных случаев надо установить большой рабочий стол, на котором удобнее будет делать красивую объемную резьбу.
Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром (стрелками показано направление движения инструмента); а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура.
Плоскорельефная резьба считается не самой сложной, но результат ее впечатляющий
. Рисунок может сильно углубляться в поверхность, используются прорезные детали, которые создают необычный эффект и игру теней. Тут сочетаются две техники: плоская резьба и пропильная.
Чаще всего лобзик применяется для так называемой пропильной резьбы. При этом на дерево или кусок фанеры наносится орнамент, который затем аккуратно выпиливается. Основной рисунок – пропильный, сквозной, орнаменты могут использоваться различные. Используется техника практически для любого типа декорирования.
Интересны большие картины в такой технике. Используя только лобзик, можно создавать необычные резные картины, в которых сочетаются растительные орнаменты, мотивы женских фигур.
Пример базовых узоров геометрической резьбы: а – двухгранные выемки; б – трехгранные выемки; в – четырехгранные выемки; г – криволинейные выемки.
Применяется лобзик и для прорезной резьбы, она используется для создания самых необычных красивых вещей. Обычно для работы берется 2 листа: один из них служит фоном, а второй будет прорезным. Для работы применяется плоский орнамент, при этом отдельные элементы соприкасаются друг с другом. При этом участки, которые выпиливаются, малы по размерам, основной акцент делается на рисунок. Техника предполагает использование крупных частей древесины или фанеры, в некоторых случаях резьба комбинируется с объемной.
Из дерева лобзиком можно выпиливать различные виды узоров, среди которых:
- углубленная с использованием геометрических узоров, контурная, скобчатая резьба;
- плоская с подушечным, заоваленным, подобранным фоном;
- рельефная, горельефная, барельефная резьба;
- прорезная, применяется часто для фонарей, поделок, панелей, шкатулок и прочего;
- объемная выполняется на специальном оборудовании.
Сами орнаменты могут быть растительные, в виде зверей, людей, сказочных персонажей, геометрических фигур.
Резьба по дереву для начинающих от опытных резчиков по дереву
Теперь детально рассмотрим мастер-класс для начинающих по геометрической резьбе. Будем делать интересный бортик на сосновой, заранее прогрунтованной доске. Делать это необязательно, но желательно, если не хотите, чтобы в процессе работы образовывались неаккуратные надломы.
Этапы работы вырезания по дереву
Итак, для начала приготовим необходимые инструменты и оборудование. После этого можно приступать к работе.
Иллюстрация | Описание действия |
Для этого делаем разметку по 2 см по всей длине доски сбоку и с торца, используя обычную линейку. | |
Берём вырезной флажок, устанавливаем его вовнутрь разметки под уклоном, как показано на фото, и делаем неглубокую прорезь по всей длине. | |
Проделываем тоже самое только с торцевой стороны. | |
Берём другой флажок и снимаем уголок, но не до конца, а чуть больше, чем на половину квадратика. | |
Переворачиваем доску набок и также под наклоном делаем надрезы, убирая части древесины полностью. Получаются ромбовидные выемки. | |
Берём полукруглый инструмент и делаем надрезы от боковых носиков к центру разметки, как показано на фото. Чтобы не оставалось серединных остатков при резьбе, попробуйте использовать резчик большего диаметра. | |
Как вариант, эти неприглядные остатки можно быстро удалить флажком, просто откалывая их. | |
Переворачиваем на торцевую часть и проделываем тоже самое. При этом давить необязательно. Работаем нежно и аккуратно. При обладании хорошим инструментом древесина будет поддаваться легко обработке. | |
Берм ровный уголок и выполняем очень аккуратно скос вовнутрь. Делаем поворотный элемент на торцевой стороне подобным образом. | |
Чтобы не появлялось таких дефектов, можно при работе использовать скошенный уголок. Или же после им просто аккуратно убрать получившиеся несовершенства. | |
Берём прямой флажок и подчищаем узор по контуру. | |
Когда узор окончен, берём мелкозернистый наждак и зачищаем его. |
Более подробно мастер расскажет о резке подобного узора в приведённом ниже видео.
Watch this video on YouTube
Резка по дереву – это, безусловно, сложное, требующее внимательности и аккуратности ремесло. Но нет ничего невозможного. При должном старании можно стать настоящим мастером этого дела.
Древесина
Логично, что не всякая древесина подойдет для резного искусства. Материалы отличаются по таким показателям как влажность, прочность, а также гибкость и мягкость.
От правильного выбора древесины зависит прочность и долговечность вашего изделия
Востребованные породы для ручной резьбы по дереву:
- Липа. Заготовки из этой древесины наиболее податливы резцам и стамеске. Дерево обладает тонковолокнистой структурой, что дает мастерам возможность выполнить самый ажурный орнамент. Да и ровный белый цвет древесины идеален для вырезания.
- Ольха. Ее выбирают те, кто ищет уникальный оттенок дерева. Этой древесине присуще менять цвет, сама заготовка сначала белая, со временем она становится красноватой, и, наконец, обретает светло-розовый оттенок.
- Береза. Порода, легкая в обработке, потому для рельефной и геометрической резьбы ее используют очень часто.
- Дуб. Идеален для создания статуэтки либо высокодекоративной мебели. Прочный, долговечный и очень устойчивый к деформации материал.
Клен, сосна, кедр, тис и пихта также используются в резном творчестве
Но кроме выбора пород важно не прогадать с качеством древесины. Не стоит брать дерево с сучками, наростами и прочими дефектами
Этот материал будет чрезвычайно сложно обрабатывать, ведь он состоит из перекрученных волокон, да и дефекты хорошего конечного результата не предвещают.
Подготовка древесины к работе предполагает:
- сушку – удаляет лишнюю влагу, накапливаемую в дереве (идеальная сушка проходит на свежем воздухе);
- вываривание – подойдет для подготовки маленьких заготовок, вываривание эффективно удаляет внутриклеточную влагу, но даже такой способ требует последующей сушки (ориентировочной – недельной).
Даже самая лучшая древесина не превратится в элегантную скульптуру или резную мебельную декоративную вставку, если у вас нет набора хороших, удобных инструментов.
Больше информации о правильном выборе древесины для резьбы читайте в нашей статье: «Дерево для резьбы по дереву: особенности материалов, и какие породы древесины лучше выбрать?».
Чем можно переносить координатную сетку на заготовку?
Обычно пользуются чертилкой либо рейсмусом с карандашом и плоскостным угольником. Горизонтальные линии координатной сетки переносят на заготовку рейсмусом, например с верстачной доски или ровной поверхности верстака. Для перенесения вертикальных линий используют рейсмус, но не с верстака или доски, а с угольника, который фиксируется струбциной.Координатная сетка на заготовке сохраняется до завершения изделия, поскольку позволяет контролировать работу резчика. Ряд элементов геометрической резьбы, в частности розетки и «сияния», вырезаются в разных направлениях. Чтобы избежать скола, заготовку необходимо вращать, для чего применяют специальное устройство (рис. 73). Можно также сделать вращающейся крышку стола.
Рис. 73. Устройство для вращения закрепленной заготовки: 1 – фиксатор; 2 –вращающийся диск; 3 – обрабатываемая заготовка; 4 – струбцина; 5 – ребра жесткости диска; 6 – подкладки; 7 – столешница
Как вырезать двухгранные выемки, мы уже писали, остается только заметить, что выполнение их на прямолинейном или дугообразном участке, в составе розеток и иных элементов, осуществляется в различных направлениях – вдоль, поперек или по наклонной кволокнам
Здесь важно учитывать степень мягкости материала. На мягкой древесине при резьбе двухгранных выемок небольшой глубины носок ножа-косяка устанавливают на начало размеченной линии и, постоянно держа инструмент под углом 30–40° и нажимая на него, прорезают ее на необходимую глубину движением на себя. Завершив выполнение одной линии, нож-косяк наклоняют на другую сторону и режут вторую грань, причем элемент будет выполнен правильно, если обе грани сомкнутся на одной глубине параллельно вершинам (рис
74)
Рис. 74. Выполнение выемки на мягкой древесине: а – надрезание первой грани носком ножа-косяка; б – надрезание с подъемом пятки ножа; в – подрезание второй грани Секреты между строк Можно ли перенести опорные точки с объемного эскиза?
В принципе, нет никакой разницы в перенесении опорных точек с плоскости или с объемного эскиза, выполненного, например, из глины или пластилина. Его фиксирует на доске с нанесенной координатной сеткой. На эскизе, используя рейсмус и плоскостной угольник, выполняют вертикальные и горизонтальные линии сетки. Затем на заготовке вычерчивают координатную сетку в необходимом масштабе и переносят на нее рисунок, выполненный карандашом. Опорными будут точки, в которых пересекаются детали рисунка и линии сетки. Последний нюанс: вырезание очередной выемки осуществляют от уже вырезанной грани. Если резать с противоположной стороны, обязательно произойдет скол древесины. Если древесина твердая, в первую очередь прорезают среднюю линию выемки (допускается несколько движений), после чего выполняют боковые грани, стараясь попадать линия в линию, постоянно держа инструмент под одним и тем же углом (рис. 75).
Рис. 75. Выполнение выемки на твердой древесине: а – прорезка срединной линии; б – надрезание; в – подрезание
Секреты между строк
Создание узора сетка и квадраты на специальной заготовке из дерева
Сетка или квадраты – новый элемент в освоении геометрической резьбы. Чтобы создать этот простой орнамент, вначале нужно сделать полоски по длине волокон с одинаковой шириной друг от друга, потом вырезать борозды поперек волокон. В итоге получается этот великолепный узор. Еще можно сделать сетку не вдоль и поперек бруска, а чисто по диагонали.
Куклы из капроновых колготок для маленьких девочек и не толькоСвоими руками для дома поделки что сделать из остатков ткани, шитье из старых вещейКак сделать чётки своими руками как плести правильноХолодный фарфор своими руками: рецепт и способы приготовления
В таком случае, необходимо еще больше следить за точностью руки и прямотой вырезанных линий. Если у вас получился ненужный разрез, в процессе он будет мало заметен, но потом, после морения или покраски, он будет сильно выделяться.
Как правильно вырезать треугольники на дереве?
Треугольники – это популярный орнамент на разных вещах домашнего быта. Часто можно увидеть треугольники на разделочных досках, рамах для фото и на шкатулках. Треугольники, создаются следующим образом: сверху от треугольника к его центру рисуют линии, по которым делают надкол резаком.
Для этого острая часть ножа, проникает внутрь материала, а пятка лишь дотрагивается, но не вводится, в вершину треугольника. Такое действие выполняется с каждой из вершин. Так центр нашего орнамента будет самой глубокой точкой в узоре.
Потом нужно наклонить резак вправо и вырезать по стороне справа налево и к себе подрезку. Новую грань нужно сделать не слева направо, а после того, как вы перевернули брусок. Рука должна делать те же движения, что и с первой гранью.
После создания самых легких треугольников можно попробовать разработать треугольники с кривым центром или с круглыми сторонами. В таком случае, техника резки будет такой же, главное, это следить за движением руки по намеченным линиям.
Эта техника геометрии намного сложнее, но, если больше тренироваться, можно с легкостью создать рисунок любой сложности.
Оформление шкатулок, эскиз
Стоит поговорить о красивых рисунках для шкатулок. Их можно сделать с помощью разных техник: прорезной резьбой, укладывая под рисунок основу из ткани, фольги или доски из дерева нужного цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой присоединяется геометрическая и контурная. Ее отличие в том, что в плоском фоне делаются углубления на одну и ту же глубину.
В варианте с геометрической техникой углубления имеют форму треугольников или четырехугольников. Помимо этого, еще существует скобчатая резьба, которая тоже считается разновидностью плосковыемчатой. Перед каждым оформлением и работой, стоит ознакомиться с альбомами эскизов, чтобы определиться, что вы хотите сделать.
В чем состоит грубая обработка заготовки для объемной резьбы?
Выявляя форму изделия, ее обрезают по контуру. Сначала снимают излишек древесины в прямоугольных проекциях, работая грубым инструментом – пилой, топором, стругом. На вогнутых участках используют полукруглые стамески, помогая себе киянкой, т. е. используя приемы долбления. Для большей уверенности заготовку закрепляют в тисках. При этом постоянно, контролируют направление волокон древесины.При выполнении надреза средней линии носок ножа-косяка, нажимая, погружают в материал на полную глубину, при этом его пятку подводят к одной из вершин треугольника. Боковые грани можно снять одним или несколькими движениями, но непременно грань в грань, держа нож наклонно. Если рисунок крупный, то для прорезания средней линии вместо ножа-косяка используют стамеску-уголок, а для выборки боковых граней – широкий нож-косяк либо прямую стамеску.
Секреты между строк
Особенности и сфера применения
Оригинальный и необычный орнаментальный узор геометрической выемки получается путем создания двухгранных, трехгранных и четырехгранных выемок в древесине, которые и складываются в геометрические элементы.
Несмотря на то, что данный вид резьбы считается самым простым, на протяжении многих лет цена изделий, оформленных с его помощью, довольно высокая, а сам он получил особое место среди остальных видов ремесел.
Ограничением в сферах применения геометрической резьбы может послужить разве что только фантазия автора, его чувство меры и вкус.
Сегодня существует большое количество мебели, украшенной таким способом, вот только некоторые:
- буфеты;
- шкафы;
- колыбели;
- полки;
- журнальные столики;
- бюро;
- комоды.
Узоры геометрической резьбы по дереву, созданные профессионалами своего дела, можно встретить не только в частных домах коллекционеров и ценителей ремесел, но и в различных музеях – к примеру, в Екатерининском дворце в Пушкине или в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Эскизы геометрической резьбы по дереву необходимо перенести на поверхность заготовки
Как выбрать древесину
Тренировать навык и учиться работать по дереву стоит начинать с небольших деталей и элементов, это даст возможность получить основу ремесла. Чтобы лучше прочувствовать дерево, самый первый рисунок лучше выполнять на древесине мягкой породы:
Липа | Идеальный вариант – обладает гладкой структурой, податлива, при работе с ней не возникает зазубрин. |
Береза | Предпочтительный вид древесины для первых опытов, хотя работа с ней более сложна, чем с липой, так как ее структура обладает повышенной твердостью. Дощечки лучше выбирайте гладкие, с однородной поверхностью и без наличия сучков. |
Хвойные | Ель и сосна. Готовые изделия из последней будут выглядеть лучше, поскольку материал отличается большей однородностью и гладкостью. Рекомендуем при выборе породы древесины опираться именно на эти два критерия. |
Чертежи геометрической резьбы по дереву представляют собой готовый орнамент на бумаге
После наработки опыта можно приступать к выполнению узоров на более дорогих материалах, не боясь их испортить. Наиболее ценными считаются твердые породы древесины. К примеру, для производства дорогой и уникальной мебели нередко используют такие породы деревьев, произрастающих в России, как бук, дуб и груша.
У первого достаточно мягкая структура, зато древесина обладает привлекательными эстетическими характеристиками, два последних представителя отличаются большей твердостью. Кстати, со многих точек зрения характеристики орешника самые востребованные, поэтому в салонах мебели, торгующих антиквариатом можно встретить изделия именно из него.
Перед работой необходимо правильно выбрать древесину
Как производится заготовка материала
Для правильного выполнения работы материал предварительно нужно подготовить. Выбранные доски перемежаются проложками и складываются в штабеля на протяжении следующих 2-3 лет.
Главное условие – правильный выбор места для просушки, к примеру, оптимальным считается чердачное помещение. Учтите, что резкий перепад температур, холод и влажность могут сильно влиять на последующее качество материала, поэтому его следует беречь от их воздействия. Периодически перекладывайте доски разными сторонами, кроме того, нужно перекладывать заготовки от стены к стене.
Правильная заготовка древесины – залог удачной работы
Иногда на материал наносят синтетические или природные красители. Лучше всего пользоваться последними, тогда внешний вид готовой работы смотрится естественно и привлекательно.
Самый простой способ – тонирование раствором марганцовки. Приготовленный краситель нанесите на материал в несколько слоев, каждый из которых должен просохнуть перед нанесением следующего. При правильном использовании можно придать древесине сходство с красным деревом.
Необходимые инструменты
Большинство работ по геометрической резьбе выполняется при помощи косячка. Максимальная глубина при правильном использовании данного инструмента должна получиться у его вершины, минимальная – у основания.
Помимо косячка, для работы по древесине понадобятся:
- различные виды стамесок;
- киянка.
При декорировании геометрической резьбой мебели или изготовления большого панно удобнее использовать верстак с крышкой. По высоте он не должен быть ниже 1200 мм, по ширине – в пределах 70-80 мм.
Инструмент резчика по дереву
Плосковыемчатый узор
Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.
Как подвиды этой технологии выделяют:
- контурную,
- скобчатую
- геометрическую (трехгранную).
Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.
Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.
Мастер-класс геометрической резьбы
Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.
Технология и последовательность геометрической резьбы
В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:
- Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
- Работа над композицией с использованием ножей.
- Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.
После просушки резную поделку можно использовать по назначению.
Необходимые инструменты
Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:
- Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
- Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).
Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.
Создание эскиза узора
Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.
Вырезаем узоры
Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.
Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.
Шлифовка и пропитка готового изделия
Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.
Резьба шкатулки
Каким бы инструментом вы не резали древесину, результат всегда будет зависеть от направления, т.е. от того как движется режущая кромка относительно расположения древесных волокон. Для продольного резания энергии нужно больше, инструмент нагреется сильнее, но и поверхность будет более гладкой. А если резать поперек волокон, тепла выделяется меньше, однако труднее избежать шероховатостей и сколов.
Пошаговое выполнение работ:
- Заготовку (ларец), на которую уже перенесен эскиз, украшать резьбой правильнее с задней панели. Нагрузки от усилия нажатия на инструмент есть, и риск повредить резьбу на опирающейся на плоскость поверхности, тоже есть. Потому, пока вы только набиваете руку, начинайте именно с задней панели, где ошибки будут не так заметны.
- При плоскорельефной геометрической резьбе не исключены дефекты (сколы, подрезы), особенно в местах поперечного пути выступов резьбы относительно волокон. Чтобы не разрушать узор, и укрепить его, мастер может использовать обычный суперклей. Он хорошо впитывается в резную поверхность, становится на ней нейтральной пластиковой пленочкой. Клей наносится не везде, а в местах схождения линий.
- После задней поверхности шкатулки вырезайте боковые. И только в самом конце, когда рука уже почувствовала силу, и вы знаете, как ведет себя материал, приступайте к резьбе крышки.
Так, на словах не очень и сложно попробовать себя в изготовлении резных шкатулок из дерева ручной работы. На практике, конечно, приходится попотеть: но это тот случай, когда ни один подробный теоретический алгоритм не заменит реальной работы с материалом.
Как работает мастер, вырезая узор на деревянной шкатулке, можно увидеть в данном видео.
Подготовка к работе
Приступить к созданию узора на деревянной основе можно только после проведения подготовительных мероприятий. Состоит подготовка из нескольких этапов:
- Предварительная подготовка деревянной основы.
- Подготовка поля под будущий эскиз.
- Создание эскиза на «полотне».
Далее производится непосредственный процесс резьбы.
Подготовка заготовки из дерева
Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.
Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.
Подготовка поля
Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».
Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.
Создание эскиза узора
Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.
В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.
Подготовка и начало работы с древесиной
Объемная резьба по дереву для начинающих может показаться сложной техникой. Но не стоит отчаиваться, ведь навыки оттачиваются с опытом. Главное – знать, с чего начать.
Принцип подготовительных работ основывается на правильном подборе древесной породы. К примеру, крупные элементы легче вырезать из дерева мягких сортов (сосна, тополь, липа), поскольку они более податливы и, наоборот, для вырезания мелких деталей лучше остановиться на твердой древесине (клен, дуб).
Еще один важный этап подготовки – выполнение эскиза. Его можно изобразить схематически, вылепить из гипса или глины, распечатать на принтере
Важно помнить, что без эскиза результат получится менее точным
Как обрабатывать вогнутые контуры?
Очень важно, чтобы радиус кривизны стамески, клюкарзы или иного инструмента не превышал радиус кривизны вырезаемого контура. Обрабатывать вогнутую поверхность можно от руки или помогать себе киянкой
В процессе работы особенно осторожно режут боковые стороны дорожки, которую оставляет инструмент, и места выхода инструмента к плоскости, противоположной началу резания, стараясь не допустить сколов. Для этого вида резьбы характерны округлые линии и мягкая игра светотени
Скобчатая резьба (рис. 79) может применяться в качестве самостоятельного вида резьбы для выполнения розеток, геометрических фигур, орнаментальных полос либо сочетаться с другими видами резьбы
Для этого вида резьбы характерны округлые линии и мягкая игра светотени. Скобчатая резьба (рис. 79) может применяться в качестве самостоятельного вида резьбы для выполнения розеток, геометрических фигур, орнаментальных полос либо сочетаться с другими видами резьбы.
Рис. 79. Узоры и элементы, выполненные в технике скобчатой резьбы: а – орнамент; б – лепестки; в – волны; г – чешуйки; д – розетка
Основным элементом скобчатой резьбы является скобка, которая режется полукруглыми стамесками, различающимися диаметром. Выполнение элемента состоит из 2 этапов – вертикальной надрезки и подрезки под углом в соответствии с особенностями орнамента, причем работать можно одной и обеими руками (рис. 80).
Рис. 80. Выполнение элемента скобчатой резьбы а – одной рукой; б – двумя руками: 1 – надрезание; 2 – подрезание
Секреты между строк
Техника выполнения работы
Объемная резьба по дереву (фото работ представлены в статье) выполняется так:
- В первую очередь на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
- После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
- Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон. Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
- Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
- Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
- Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.
История развития
Еще в древней Руси появились первые предметы, украшенные геометрической резьбой. И именно Русь считается родиной данной техники работы по дереву, которая впоследствии получила распространение по всему миру.
Кроме того, из древесины даже изготавливались дверные замки, которые также были украшены резьбой. Один такой экземпляр, созданный в XVIII веке, сохранился и по сей день находится в одном из музеев Москвы.
Стоит также отметить, что геометрия резьбы своими корнями уходит во времена, когда люди поклонялись языческим богам, поэтому абсолютно все орнаменты, нанесенные на предметы, имели определенный, довольно глубокий смысл.
В современном мире такие предметы не наделяются каким-либо магическим смыслом, но во времена древней Руси они использовались для защиты семьи, оберега дома, а иногда даже от порчи и сглаза.
Распространенные ошибки
Резьба по дереву представляет собой сложный вид деятельности, для овладения которым требуется немало времени, а отсутствие ошибок существенно сокращает период обучения. Среди основных ошибок можно выделить:
- использование сырого дерева, без просушки;
- поспешное углубление в поверхность дерева, все движения должны быть медленными, с постепенным нажимом;
- резьба в одном направлении и с одинаковым нажимом, без учета специфики древесины, нужно менять нажим и работать под разными углами, в зависимости от древесного материала;
- отсутствие плана работ: без проработки эскиза, правильного нанесения и постепенного высечения узора, не получится добиться результата;
- не стоит спешить освоить все умения сразу, начинать нужно с малого и легкого, постепенно повышая уровень мастерства.
Если начинающий мастер поставит перед собой правильные задачи и не будет совершать ошибок, то постепенно он научиться работать с разными видами дерева и создавать шедевры.
В следующем видео представлен урок резьбы по дереву для начинающих.